Администрация муниципального образования
Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области

Заметки июнь 2025г

Способы восстановления нарушенных прав

 Текст

 1Изображения

 Поделиться

Право на жизнь и здоровье, честь и достоинство личности – эти общечеловеческие ценности закреплены в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Одним из основополагающих принципов гражданского права является восстановление нарушенного права, которое понимает под собой восстановление положения, существующего до нарушения права.

Принцип гражданского права, цель и способ защиты гражданских прав, п. 1 ст. 1 ГК РФ, закрепляет основные начала (принципы) гражданского права:

- признание равенства участников отношений,

- неприкосновенность собственности свобода договора,

- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела,

- необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

Механизм защиты нарушенного права является двусторонним процессом. С одной стороны, необходима правовая активность физического или юридического лица, избирающего способ защиты права, а с другой – активность правоприменителя для восстановления нарушенного права.

В силу ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских пpaв осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствие с их компетенцией. Согласно положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

Судебной практикой выработаны критерии применения восстановления положения, существовавшего до нарушения права, в качестве способа защиты гражданских прав. Среди них выделяют наличие и законность положения, которое oн желает восстановить, а также тот факт, что прежнее положение нарушено.

О мере социальной поддержки членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву

 Текст

 1Изображения

 Поделиться

На 110 заседании Московской областной Думы 24.04.2025 в трех чтениях принят Закон Московской области «О мере социальной поддержки членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву».

Закон принят в целях предоставления в 2025 году единовременной денежной выплаты в размере 3 000 000 рублей членам семей граждан Российской Федерации, призванных Военным комиссариатом Московской области на военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученных при исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву.

К членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющим право на меру социальной поддержки, относятся:

- родители (мачеха и отчим, если они не менее пяти лет воспитывали или содержали погибшего (умершего) военнослужащего;

-вдова, не вступившая в повторный брак;

-дети, в том числе усыновленные, не достигшие возраста 18 лет.

При отсутствии указанных членов семьи к членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего относятся опекуны (попечители), осуществлявшие опеку (попечительство) в отношении погибшего (умершего) военнослужащего до достижения им совершеннолетия, а в случае их отсутствия - полнородные и неполнородные братья и сестры погибшего (умершего) военнослужащего.

Порядок назначения и выплаты меры социальной поддержки будет определяться Правительством Московской области.

Закон вступил в силу с 08.05.2025, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 года, и действует по 31 декабря 2025 года.

О противодействии преступлениям, совершаемым с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

 Текст

 1Изображения

 Поделиться

Хищение, совершенное с использованием современных информационно-коммуникационных технологий является общественно опасным деянием, причиняющим значительный имущественный вред гражданам. Наблюдается значительный рост преступлений, связанных с хищением денежных средств у физических и юридических лиц из банков и иных кредитных организаций, совершаемых в виде дистанционного мошенничества.

Злоумышленники используют разные способы обмана людей в интернете от спама до создания сайтов-двойников. Они преследуют цель - получить персональные данные пользователя, номера банковских карт, паспортные данные, логины и пароли. У потерпевших похищаются денежные средства под предлогом совершения каких-либо банковских операций, направленных на восстановление якобы поврежденных данных о банковских вкладах, либо путем введения их в заблуждение. При этом зачастую злоумышленники представляются банковскими работниками или представителями правоохранительных органов.

В подавляющем большинстве случаев преступники используют следующие основные схемы обмана. Так, злоумышленник звонит или отправляет смс-сообщение на телефон, сообщая что банковская карта или счет мобильного телефона потерпевшего заблокированы в результате преступного посягательства, и затем представляясь сотрудником банка или телефонной компании, предлагает набрать комбинацию цифр на мобильном телефоне или банкомате для разблокировки, в результате чего денежные средства перечисляются на счет преступника.

Может поступить звонок от «сотрудника» службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для перевода денежных средств со счета абонента на счет мошенника.

Потерпевший заказывает товар через сеть Интернет, оплачивает его путем перечисления денежных средств на банковскую карту продавца, но не получает заказ. В таких случаях важно быть внимательным и не использовать непроверенные сайты, в том числе сайты-двойники.

При возникновении подобных ситуаций необходимо оперативно самостоятельно связаться с оператором банка, сотовой связи с целью блокировки карты, номера телефона, отключения услуг и т.д. Данные действия способствуют незамедлительному установлению злоумышленника и предотвращению совершения преступления.

Важно помнить! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать реквизиты Вашей карты включая CVV-код.

Исключите разговоры с неизвестными лицами по поводу состояния Ваших банковских счетов. При необходимости получить кредит или воспользоваться иными банковскими услугами обращайтесь непосредственно в офисы банковских организаций или пользуйтесь официальными сайтами и приложениями проверенных банков.

Подписан указ об упрощенном приеме в гражданство Российской Федерации старообрядцев

 Текст

 1Изображения

 Поделиться

Вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2025 № 201 «О приеме в гражданство Российской Федерации старообрядцев, участвующих в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Документ предоставляет право обратиться в упрощенном порядке с заявлением о приеме в гражданство иностранным гражданам и лицам без гражданства из числа старообрядцев, имеющим статус участника Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, или статус члена семьи участника данной Госпрограммы.

Обязательным условием является прибытие участника Госпрограммы из-за рубежа на постоянное место жительства на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

К заявлению о приеме в гражданство должно прилагаться ходатайство митрополита Московского и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви о приеме в гражданство Российской Федерации старообрядца, содержащее сведения о прибытии из-за рубежа на постоянное место жительства на территорию субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа.

 

Продлено действие ограничений на перевод денежных средств из Российской Федерации за рубеж

 Текст

 1Изображения

 Поделиться

Перечень разрешенных к совершению валютных операций зависит в большинстве случаев от резидентства участников таких операций. В этом случае физическими лицами - резидентами признают граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране на основании вида на жительство. В свою очередь физические лица, не являющиеся резидентами, относятся к нерезидентам.

Банком России ограничения на перевод средств за рубеж сохранены, они будут действовать с 1 апреля до 30 сентября 2025 года включительно. Так, граждане России и физические лица – нерезиденты из дружественных стран по-прежнему смогут в течение месяца перевести на любые счета в зарубежных банках не более 1 млн долларов США или эквивалент в другой иностранной валюте.

Сохраняются и лимиты на перечисления через системы денежных переводов – за месяц не более 10 тыс. долларов США или эквивалент в другой иностранной валюте. Суммы переводов определяются по официальному курсу иностранных валют к рублю на дату получения банком поручения об операции.

Физические лица – нерезиденты, работающие в России, могут перевести за рубеж средства в размере заработной платы. Такое право есть у представителей как дружественных, так и недружественных стран.

Сохраняется запрет на перевод средств за рубеж для не работающих в России физических лиц – нерезидентов из недружественных стран, а также для юридических лиц из таких государств. Это ограничение не касается иностранных компаний, которые находятся под контролем российских юридических или физических лиц.

Банки из недружественных государств могут осуществлять переводы денежных средств в рублях с использованием корреспондентских счетов, открытых в российских кредитных организациях, если счета плательщика и получателя открыты в зарубежных банках.

Новые требования к такси

 Текст

 1Изображения

 Поделиться

С 1 января 2026 года вступает в силу Федеральный закон от 23.05.2025 № 116-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Согласно принятым изменениям транспортное средство, сведения о котором вносятся в региональный реестр легковых такси, должно на дату такого внесения соответствовать одному из следующих требований:

  • совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации технологических операций (условий) при производстве указанного транспортного средства соответствует совокупному количеству баллов, установленному нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • автомобиль произведен в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного в период с 01.03.2022 по 01.04.2025.

С 1 января 2033 года совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации технологических операций (условий) при производстве указанного транспортного средства должно соответствовать совокупному количеству баллов, установленному нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

О содержании обращений в органы прокуратуры

 Текст

 Поделиться

Органами прокуратуры ежегодно рассматриваются сотни тысяч жалоб и заявлений граждан и организаций. При этом практика показывает, что обращения, направляемые в прокуратуру, зачастую не содержат самой минимальной информации, необходимой для их разрешения, что требует дополнительных сил и средств для уточнения доводов заявителя, поиска исходных данных.

Гражданам и представителям организаций следует приводить в своих обращениях максимально полную информацию, необходимую для их рассмотрения. Обращение должно содержать сведения о заявителе: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания, телефон. Для организации - наименование, адрес, почтовый адрес, если заявление подается представителем, - также фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование представителя, адрес, копия доверенности. Обращения должны в обязательном порядке содержать подпись заявителя.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ регламентирует, что обращение гражданина в форме электронного документа может быть подано только с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Единый портал), иной информационной системы государственного органа либо официального сайта государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан.

Заявителю необходимо указать, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя и его требования, а также обстоятельства, на которых данное лицо основывает свою жалобу. По возможности следует приложить документы (копии), подтверждающие доводы жалобы. Если обжалуются действия или решения конкретных должностных лиц, необходимо указать их должности и фамилии.

Если разрешение того или иного обращения находится вне компетенции органов прокуратуры, оно будет перенаправлено по принадлежности, поскольку Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» запрещает прокурорам подменять специально созданные контролирующие органы. Взимание государственной пошлины за обращение в прокуратуру не предусмотрено. Все жалобы и заявления подаются бесплатно.

Также хотелось бы отметить для лиц, обращающихся в прокуратуру, о необходимости соблюдения этических норм и правил поведения. Обращения, содержащие нецензурные и оскорбительные выражения рассмотрению не подлежат. Снятие копий с предоставляемых заявителем документов не производится.

Обязан ли работодатель сообщить работнику, какие ему положены средства индивидуальной защиты?

 Текст

 Поделиться

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

СИЗ включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты.

Согласно Правилам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденным приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н, работодатель также обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ, смывающих средствах и способах выдачи, условиях хранения, а также об ответственности за целостность и комплектность СИЗ в случае хранения СИЗ у работников в нерабочее время.

Приняты новые нормы о местном самоуправлении в России

 Текст

 Поделиться

20 марта 2025 года подписан Федеральный закон № 33-ФЗ, устанавливающий обновленные правовые основы функционирования местного самоуправления в структуре единой публичной власти Российской Федерации.

Согласно положениям нового закона местное самоуправление рассматривается как форма самоорганизации граждан, закрепленная Конституцией Российской Федерации. Оно предоставляет населению возможность участвовать в управлении делами на местах, самостоятельно решая вопросы, относящиеся к их жизнедеятельности, в рамках предоставленных полномочий.

Закон закрепляет модель одноуровневой системы местного самоуправления, включающую такие формы муниципальных образований, как городской округ, муниципальный округ, а также внутригородские муниципальные образования городов федерального значения. В то же время субъектам Российской Федерации, обладающим особыми социально-экономическими или историческими характеристиками, предоставлено право сохранить двухуровневую систему управления, включающую поселения и муниципальные районы.

Документ распределяет полномочия между органами местного самоуправления и государственной властью субъектов. Устанавливаются исключительные функции муниципальных органов (принятие устава, формирование и исполнение местного бюджета, введение и отмена местных налогов и сборов), а также полномочия, которые могут быть переданы региональным или муниципальным структурам. Среди них – организация коммунальных услуг, обеспечение малоимущих жильем, предоставление образования, развитие транспортной инфраструктуры, лесоустройство, безопасность на водных объектах и другие важные сферы.

Ещё одной новеллой стало установление пятилетнего срока полномочий для всех, кто занимает муниципальные должности. Закон вступает в силу спустя 90 дней после официального опубликования (с 19.06.2025), за исключением отдельных его положений.

Предусмотрена ли административная ответственность за несоблюдение требований к содержанию домашних животных?

 Текст

 Поделиться

Федеральным законом от 30.11.2024 № 440-ФЗ внесены изменения в статью 8.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми введена административная ответственность за несоблюдение требований к содержанию домашних животных, которые действуют с 11.12.2024.

Указанное правонарушение повлечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей; на должностных лиц – от 5 тыс. до 15 тыс. рублей; на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. рублей.

Предусмотренная частью 1 статьи 8.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность не применяется к владельцу животного в случае, если такое нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца животного осуществлять непосредственный надзор за животным, а также в случае, если животное выбыло из владения лица в результате противоправных действий других лиц.

Актуализированы требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры

 Текст

 Поделиться

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2025 № 602 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Определено, что минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на указанных объектах (территориях) достигается в том числе посредством разработки алгоритмов действий работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории).

Должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), или лицо, его замещающее, обязано принять меры, направленные на выполнение работниками и иными лицами, находящимися на объекте (территории), действий в соответствии с алгоритмами.

Какие изменения коснулись закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом практики использования цифрового рубля?

 Текст

 Поделиться

С 1 июля 2025 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», направленные на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Для этого юридических лиц и других пользователей платформы цифрового рубля обяжут по запросам ее участников (в их числе ряд банков) и Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) предоставлять необходимые сведения и документы. Речь идет о материалах, которые нужны адресатам для соблюдения Закона о борьбе с легализацией преступных доходов.

По общему правилу участник сможет отказать в операции с цифровыми рублями, если заподозрит, что ее цель – отмывание преступных доходов или финансирование терроризма. В этом случае пользователь будет вправе передать участнику документы либо информацию об отсутствии оснований для отказа. Адресат сообщит итоги рассмотрения не позже 7 рабочих дней с даты обращения. Если решение не изменится, то пользователь сможет его оспорить через спецкомиссию при ЦБ РФ.

Участник приостановит прием распоряжений пользователя, если не обновит сведения о последнем в течение 7 рабочих дней. Срок начнут исчислять сразу после даты, когда возникнут сомнения в достоверности и точности данных идентификации. Участник возобновит прием, когда направит в ЦБ РФ актуальную информацию.

Также участник не даст применять платформу для открытия счета цифрового рубля ряду клиентов. Среди них:

- компании, которых ЦБ РФ или участник включил в группу высокой степени риска совершения подозрительных операций;

- те, чье имущество необходимо заблокировать;

- те, кто ведут бизнес без лицензии, если она нужна.

Каковы основания прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям?

 Текст

 Поделиться

Перечень нереабилитирующих оснований для прекращения уголовного преследования подозреваемых (обвиняемых) содержится в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации и является исчерпывающим. К таким основаниям относятся: истечение срока давности уголовного преследования, смерть подозреваемого или обвиняемого, деятельное раскаяние, примирение сторон, возмещение ущерба, акт амнистии.

Федеральным законом от 22.03.2024 № 64-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» введены новые нереабилитирующие основания для прекращения уголовного преследования – призыв на военную службу в период мобилизации или в военное время либо заключение в период мобилизации, военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы.

Общим правилом для применения всех вышеуказанных оснований прекращения уголовного преследования является обязательное согласие подозреваемого (обвиняемого) на применение такого основания для прекращения дела, в случае его смерти орган предварительного расследования получает согласие от всех без исключения близких родственников умершего лица.

Перечень специальных условий для каждого из нереабилитирующих оснований прекращения уголовного преследования закреплен в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве.

После прекращения уголовного преследования по нереабилитирующему основанию лицо признается виновным в совершении преступления, при этом освобождается от уголовной ответственности за его совершение. Однако такие основания прекращения уголовного дела не освобождают виновное лицо от гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате его преступных действий.

Расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи

 Текст

 Поделиться

Федеральным законом от 01.04.2025 № 48-ФЗ внесены изменения в статью 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», согласно которым к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи дополнительно отнесены многодетные родители, имеющие 3 и более детей, до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.

Кроме того, бесплатная юридическая помощь оказывается лицам, являющимся истцами при рассмотрении судами дел об установлении и оспаривании отцовства (материнства).

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

- федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

- органы управления государственных внебюджетных фондов;

- государственные юридические бюро.

Об изменениях в законодательстве Российской Федерации в связи с ужесточением уголовной ответственности за незаконную регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства

 Текст

 Поделиться

Федеральным законом от 09.11.2024 № 383-ФЗ в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) внесены изменения, касающиеся уголовной ответственности за организацию незаконной миграции иностранных граждан или лиц без гражданства.

За совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ (организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации), установлен минимальный предел наказания в виде 2 лет лишения свободы, предусмотрены дополнительные наказания – штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Существенные изменения внесены в ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, которая дополнена новыми квалифицирующими признаками совершения преступления:

– с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

– с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность;

– с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Сроки лишения свободы при совершении указанных преступлений также увеличены.

Кроме того, статья 322.1 УК РФ дополнена новой частью 3, предусматривающей уголовную ответственность за совершение незаконной миграции организованной группой или в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений на территории Российской Федерации.

Внесены изменения и в санкции статей 322.2 и 322.3 УК РФ за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.

Ответственность за совершение данных преступлений также усилена.

Дополнены Правила реализации (продажи) материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва

 Текст

 Поделиться

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2025 № 713 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 №837» при проведении торгов установлено обязательное требование к участникам торгов о наличии решения руководителя Федерального агентства по государственным резервам о допуске руководителя организации - участника торгов к государственной тайне.

Производство предварительного расследования по уголовному делу о преступлении, в котором я подозреваюсь, приостановлено. Однако сотрудники полиции провели мое задержание. По моему мнению, мои права нарушены, задержан я не в рамках расследования. Обоснованны ли мои претензии к следователю?

 Текст

 Поделиться

В соответствии со ст. 209 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) в случае приостановления предварительного следствия по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, следователь устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.

На основании ст. 210 УПК РФ розыск поручается органам дознания, о чем указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан. После этого предварительное расследование возобновляется для производства следственных действий.

Таким образом задержание обвиняемого является основанием для возобновления производства по делу. Соответственно нарушений закона следователем не допущено.

Может ли гражданин обратиться в полицию при наличии подозрений в совершении противоправных операций с его банковским счетом, в частности мошенничества?

 Текст

 Поделиться

С заявлением гражданин вправе обратиться в любое время суток к оперативному дежурному либо иному уполномоченному сотруднику любого территориального органа МВД России вне зависимости от места и времени совершения преступления.

При приеме письменного заявления вас предупредят об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

Заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени совершения преступления, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

Возможно ли применение уголовной ответственности за плагиат?

 Текст

 Поделиться

В уголовно-правовом смысле плагиат подпадает под ч. 1 ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации – присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, и влечет ответственность в виде штрафа, либо обязательных работ, либо исправительных работ, либо ареста.

Учитывая, что применительно к ч. 1 ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации ущерб, который может быть признан судом крупным, в законе не указан, суды при его установлении должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела (например, из наличия и размера реального ущерба, размера упущенной выгоды, размера доходов, полученных лицом в результате нарушения им прав на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации).

При этом надо учитывать положения ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Особенности установления умысла лица на совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации

 Текст

 Поделиться

В соответствии с ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, относится к категории особо тяжких преступлений, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет. При этом умысел на создание состояния опасного для жизни по ст. 25 Уголовного кодекса Российской Федерации должен охватывать желание или сознательное допущение общественно опасных последствий.

Вместе с тем особое внимание заслуживают случаи причинения потерпевшему тяжких телесных повреждений, повлекших его смерть в связи с наличием у него заболевания, которое по причине физического воздействия виновного лица обострилось и, как следствие, стало причиной необратимых последствий.

Так, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2025 № 9 УД24-22-К1, если речь идет о последствиях насилия, которые возникли при сознательном допущении и возможности предвидения развития событий в том русле, в котором они произошли, для чего обвиняемый должен знать об особенностях организма потерпевшего (его состоянии, болезнях), способных привести к непредсказуемому результату. Указанное обусловлено тем, что в обычных случаях наличие у лица, например травм головы и цереброваскулярной болезни (аневризма основной артерии головного мозга), не приводят в отдельности к летальному исходу.

В данном случае у стороны обвинения должны иметься бесспорные доказательства того, что обвиняемый осведомлен о наличии у потерпевшего заболеваний, которые от противоправных действий могли обостриться и в числе прочего повлечь смерть человека.

Кого можно привлечь к уголовной ответственности при банкротстве юридического лица?

 Текст

 Поделиться

Уголовная ответственность за неправомерные действия при банкротстве может быть наложена на ряд субъектов.

Субъектами уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве могут стать только физические лица, занимающие определенное положение в структуре управления должника, а также другие участники процесса, чьи действия прямо или косвенно приводят к уголовно наказуемым последствиям.

Достаточно распространенным составом преступления во время проведения процедур банкротства юридического лица стало сокрытие руководителем организации имущества должника, сведений об этом имуществе, о его размере и (или) местонахождении, если эти действия причинили крупный ущерб.

К уголовной ответственности могут быть привлечены и кредиторы, предъявляющие заведомо ложные требования к должнику, участвующие в сговоре с целью получения неправомерных преимуществ в процессе банкротства, препятствующие деятельности арбитражного управляющего, при условии, что эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб, в том числе за участие в договоренностях с целью ущемления прав других кредиторов или получения преимущественного доступа к активам должника.

К иным лицам, участвующим в процессе банкротства и совершающим неправомерные действия, могут относиться:

- юридические и финансовые консультанты, содействующие в сокрытии активов или искусственном создании долгов;

- внешние контрагенты, участвующие в фиктивных или преднамеренно убыточных сделках.

Действия таких лиц при выводе активов предприятия-банкрота могут быть схожи с действиями руководителя предприятия.

Поскольку круг субъектов преступления по ст.ст. 195 и 196 Уголовного кодекса Российской Федерации не является закрытым в отличие от перечня участников банкротства в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то субъектом преступления в сфере банкротства может стать любое лицо, имеющее отношение к процедуре банкротства, в том числе бухгалтер или корпоративный юрист, и причинившее вред общественным отношениям в сфере предпринимательской деятельности.

Работника организации вызвали в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя. Должен ли работодатель оплачивать дни, в которые работник находился в суде?

 Текст

 Поделиться

Работодатель не должен оплачивать дни исполнения работником обязанностей в суде в качестве присяжного заседателя.

Работника могут вызвать в суд в качестве присяжного заседателя один раз в год на 10 рабочих дней, этот срок может быть продлен до окончания рассмотрения дела.

Работодатель обязан освободить работника от работы в случае, если работник должен исполнять обязанности присяжного заседателя в рабочее время, и сохранить за ним должность. Оплачивать это время работодатель не должен.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Соответствующий суд выплачивает или возмещает присяжному заседателю:

- компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 № 783;

- командировочные расходы и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

Какие действия должны выполнить суд первой инстанции, постановивший приговор, или суд апелляционной инстанции, которыми производство по уголовному делу было приостановлено, в случае поступления к ним уведомления командования воинской части (учреждения) или обращения самого осужденного о наличии оснований для освобождения от отбывания назначенного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 80.2 Уголовного кодекса Российской Федерации?

 Текст

 Поделиться

Суд, принявший решение о приостановлении производства по делу, проверив представленные документы и убедившись в наличии оснований для освобождения осужденного от отбывания назначенного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 80.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, выносит постановление о возобновлении производства по уголовному делу.

Следует иметь в виду, что если производство по делу приостанавливалось судьей, постановившим приговор, на стадии подготовки к апелляционному рассмотрению дела, то такое решение предполагает приостановление всей процедуры апелляционного обжалования, в том числе сроков обжалования приговора и других процессуальных сроков, установленных гл. 45.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому в тех случаях, когда производство по делу было приостановлено до истечения сроков обжалования, установленных ч. 1 ст. 389.4 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, судья после возобновления производства должен повторно разъяснить сторонам их право и порядок подачи апелляционных жалобы, представления на приговор в течение 15 суток со дня получения ими копии постановления о возобновлении производства по делу. При поступлении апелляционных жалоб, представления судья выполняет все необходимые процессуальные действия по подготовке дела к апелляционному рассмотрению и направляет его в суд апелляционной инстанции. При отсутствии жалоб, представления судья обращает приговор к исполнению с указанием на то, что осужденный в силу положений пп. «а» и (или) «б» ч. 2 ст. 80.2 Уголовного кодекса Российской Федерации считается полностью освобожденным от отбывания назначенного наказания со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы, либо со дня увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному пп. «а», «в» или «о» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Если уголовное дело приостанавливалось непосредственно судом апелляционной инстанции, то этот суд на основании поступившего уведомления или обращения возобновляет апелляционное производство, и с данного момента начинают исчисляться заново установленные законом сроки рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (ст. 389.10 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

По результатам апелляционного рассмотрения дела в случаях оставления обвинительного приговора без изменения либо внесения в него изменений суд апелляционной инстанции, установив наличие оснований, предусмотренных пп. «а» или «б» ч. 2 ст. 80.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, полностью освобождает осужденного от отбывания назначенного наказания (как основного, так и дополнительного).

Каковы ограничения в применении меры пресечения в виде заключения под стражу?

 Текст

 Поделиться

Федеральным законом от 28.02.2025 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» приняты поправки в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

В этой связи изменениями, внесенными в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, ограничено применение данной меры пресечения к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений ненасильственного характера, лицам, имеющим малолетних детей и детей-инвалидов.

К несовершеннолетнему, беременной женщине, женщине, имеющей малолетнего ребенка, мужчине, являющемуся единственным родителем малолетнего ребенка, усыновителю или опекуну малолетнего ребенка, единственному родителю, усыновителю, опекуну или попечителю ребенка-инвалида заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если они подозреваются или обвиняются в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении указанных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления средней тяжести с применением насилия либо с угрозой его применения.

Эта мера пресечения не может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления в случае, если он страдает тяжелым заболеванием, которое включено в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный Правительством Российской Федерации, и наличие которого подтверждено медицинскими документами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2025 № 880 дополнен список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I).

 Текст

 Поделиться

С 19.06.2025 уголовная ответственность наступает за незаконный оборот следующих веществ:

  • N-(адамантан-1-ил)-4-(пентилокси)нафталин-1-сульфонамид (A-PONASA);
  • N-(1-амино-3,3-диметил-1-оксобутан-2-ил)-5-бром-1H-бензимидазол-2-карбоксамид (ADB-5'Br-EZO-CA);
  • N-(5-бром-4-метил-2-оксо-1-[(4-фторфенил)метил]-1,2-дигидропиридин-3-ил)циклогексанкарбоксамид (CH-FUBBMPDORA);
  • Гексагидроканнабинол (HHC);
  • Гексагидроканнабифорол (HHCP);
  • 2-(1-Метил-1H-индол-3-ил)-N-циклогексилацетамид и его производные;
  • 2-(2-[(4-Метилфенил)метил]-5-нитро-1H-бензимидазол-1-ил)-N,N-диэтилэтан-1-амин(менитазен);
  • 2-(2-((4-Метоксифенил)метил)-5-нитро-1H-бензимидазол-1-ил)-]N-этилэтан-1-амин(N-дезэтилметонитазен);
  • (Нафталин-1-ил)-3-(диметилсульфамоил)-4-метилбензоат (NMDMSB);
  • 2-(5-Нитро-2-((4-(пропан-2-ил)оксифенил)метил)-1H-бензимидазол-1-ил)-N-этилэтан-1-амин (норизотонитазен);
  • 2-(5-Нитро-2-((4-фторфенил)метил)-1H-бензимидазол-1-ил)-N,N-диэтилэтан-1-амин (флуонитазен);
  • 2-(2,4,6-Триметоксифенил)этан-1-амин (2C-TMA-6);
  • N-(2-фенилпропан-2-ил)-1H-индазол-3-карбоксамид (CUMYL-INACA);
  • N-(2-фенилпропан-2-ил)-1-(циклогексилсульфонил)-1H-индазол-3-карбоксамид (CUMYL-CHSINACA).

Для наркотического средства мефедрон (4-метилметкатинон) крупный размер для целей уголовного законодательства снижен с 2,5 грамма до 1 грамма, особо крупный – с 500 до 200 граммов.

Какой порядок назначения старшиной присяжных и его обязанности?

 Текст

 Поделиться

Действующим уголовно-процессуальным законом установлено, что старшина присяжных заседателей избирается простым большинством голосов присяжных.

Старшина присяжных заседателей руководит ходом совещания присяжных заседателей, по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами, оглашает поставленные судом вопросы, записывает ответы на них, подводит итоги голосования, оформляет вердикт и по указанию председательствующего провозглашает его в судебном заседании.

Кто ответит за вред, причиненный источником повышенной опасности?

 Текст

 Поделиться

По закону возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, обязаны юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих.

В большинстве случаев источником повышенной опасности выступает транспортное средство.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют транспортным средством на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании.

Факт передачи законным владельцем автомобиля права управления другому лицу, в т.ч. с ключами и регистрационными документами, без включения в страховой полис, не является основанием перехода права владения в установленном законом порядке.

В этом случае ответственность за причиненный вред будет нести законный владелец. Однако, если он докажет, что автомобиль выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц, ответственность за причиненный вред будет возложена на виновника происшествия.

На владельцев транспортных средств законом возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, в таком случае вред возмещается страховой компанией.

Гражданские дела о возмещении вреда жизни или здоровью гражданина, в том числе причиненного источником повышенной опасности, рассматриваются с обязательным участием прокурора.

Какой имеется критерий разграничения уголовной и административной ответственности при незаконной рубке лесных насаждений?

 Текст

 Поделиться

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее – УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена частями 1 и 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – КоАП РФ), является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины подлежит квалификации по статье 8.25 КоАП РФ.

При разграничении преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, и административных правонарушений, ответственность за которые установлена частями 1 и 2 статьи 8.28 КоАП РФ, необходимо учитывать, что квалификации по указанным частям статьи 8.28 КоАП РФ подлежит допущенное лицом повреждение лесных насаждений, которое не привело к прекращению их роста, независимо от размера причиненного ущерба, либо повреждение лесных насаждений до степени прекращения их роста при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных пунктами «а» и «в» части 2 статьи 260 УК РФ, если размер причиненного ущерба не достиг размера, определяемого в качестве значительного в соответствии с примечанием к статье 260 УК РФ.

Что такое центры пробации и кем они могут создаваться?

 Текст

 Поделиться

Положениями статей 5 и 27 Федерального закона от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях оказания помощи лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация (вид пробации, применяемый в отношении лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, представляющий собой совокупность мер, направленных на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию), в том числе в виде предоставления временного места пребывания, некоммерческими, в том числе религиозными, организациями и общественными объединениями, социально ориентированными некоммерческими организациями могут создаваться центры пробации.

Правила организации деятельности центров пробации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Принят ли на территории Ульяновской области закон о полномочиях органов государственной власти в сфере пробации?

 Текст

 Поделиться

3 марта 2025 года в соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» принят Закон Ульяновской области № 24-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере пробации на территории Ульяновской области», которым урегулированы отдельные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования пробации на территории Ульяновской области.

Так, согласно вышеназванному Закону № 24-ЗО Правительство Ульяновской области вправе издавать нормативные правовые акты в области содействия занятости, ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы.

Исполнительный орган Ульяновской области в сфере социального обслуживания вправе предоставлять социальные услуги лицам, отбывшим уголовные наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и (или) лицам, которым были назначены иные меры уголовно-правового характера, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Работодатели, которые привлекают к труду лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, вправе организовывать для них информационные и обучающие семинары.

Лица, в отношении которых применяется пробация, имеют право на получение бесплатной юридической помощи.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области.

Приложение

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике